Никого не оставляет Белокуриха равнодушным! Кто хоть раз побывал на нашем курорте, любовался горами в голубой дымке, пил студеную светлую, как хрусталь, воду из родников, гулял по лесу, который своими мягкими, нежными объятиями усмиряет любые сердца, тот навсегда полюбил этот приятный и ласковый уголок России!
К тому же Природа, отведя Белокурихе поистине лучшее место в мире, даровала ей еще и целебные источники, избавляющие людей от многих болезней, щедро награждая их Здоровьем, Радостью, Красотой!
Земля Белокурихи помнит многие человеческие сообщества, проживающие здесь в разные исторические времена. Благословенные эти места были родными и для скифских племен, а с первого тысячелетия – для тюркских народов. В первой четверти 19 века пришли сюда русские «засёльщики», и каждый народ хранил и передавал из поколения в поколение самое хрупкое из создаваемого человеком – слово.
Уже первые встречи со старожилами наших мест, с потомками алтайцев, которые когда-то проживали на нашей территории, показали, что в «алмазе» Белокурихи есть красивая – мифологическая грань. Вот только нужно отшлифовать ее, и засияет Белокуриха с новой, в прямом смысле слова - легендарной силой!
Много неоднозначных толкований в литературе о курорте встречается относительно названия нашего местечка: Белокуриха.
Наиболее распространенной является версия о белых «курящихся» испарениях над теплыми ключами. Это природное явление, якобы, и дало название речке, а затем и селению. В книге А. И. Шапошникова «Белокурихинские целебные источники» (1916 г.) приводится именно такое объяснение. Бытует оно и сегодня, хотя и не является единственным.
Кто первый усомнился в этой версии - сказать трудно. Но известно, что А. Н. Булычев (директор курорта с 1958 по 1969 г.г.) - сомневался. В его архиве сотрудниками городского музея обнаружен ответ на запрос в краевой архив от 14 февраля 1963 года. Вот что ответил А. Н. Булычеву сотрудник архива Н. Савельев: «... Я давно сомневался, что Белокуриха получила наименование от «курящихся» паров. В нашем архиве есть карта начала 19 века, где в устье этой речки показана заимка Белокурова, выше ее – деревня Белокуриха и вторая деревня Новая Белокуриха. Старше всех - заимка (кстати, расположена она вне месторождения с горячими ключами). Ее хозяин свой участок землепользования (долину речки) мог назвать своей фамилией, что и закрепилось в названии речки».
Таким образом, очевидно, что село, ставшее в наши дни городом, названо в честь речки, по берегам которой оно располагалось. Но кому или чему обязана своим названием речка? Действительно ли хранит она имя первого поселенца?
Итак, все сводилось к тому, что нужно искать первопоселенца с фамилией Белокуров.
В ходе поисковой работы были обнаружены документы, которые приводят лишь одну фамилию первооткрывателя лечебных свойств источников Белокурихи - С. Н. Казанцев. Никаких сведений о Белокурове, никаких версий о названии «Белокуриха» в них не содержится. Исследователей также давно смущал тот факт, что в Белокурихе сегодня не проживает ни один человек по фамилии Белокуров.
Так до недавнего времени работники музея во время экскурсии приводили обе версии, ни в одну из них не веря до конца. Но вот в октябре 1999 года они поехали в Горный Алтай и посетили немало интересных мест. Самой же плодотворной оказалась встреча с заведующим Мендур-Сокконским филиалом Горно-Алтайского музея Н. А. Шодоевым.
Находясь за сотни километров от Белокурихи, этот человек много знал о наших местах.
Н. А. Шодоев говорил о том, что алтайцы, проживая в наших местах до русских «засельщиков», не могли не назвать горы и речки, рядом с которыми они жили. Все места в Белокурихе имеют алтайские названия. Ведь называли же как-то алтайцы и речку, в долине которой они жили. Но как?
В ответ на этот вопрос Н. А. Шодоев спокойно произнес:
- Беле-Кур. В переводе с алтайского языка означает это слово «Рябиновый мост». На берегах вашей речки очень много растет рябины. Склоняясь над водой, деревья кронами часто соприкасались друг с другом, образуя как бы мост. Вот и получилось красивое название.
Когда пришли русские, название речки уже было. Но оно было им непонятно. Сначала они приставили чисто русский суффикс, а позднее, с уходом алтайцев, начались попытки как-то объяснить название и речки, и села. Тут и появились версии с белыми курящимися парами, с первопоселенцем казаком Белокуровым и многие другие.
Но - удивительное дело - никто до сих пор ни разу не задумался над алтайской версией, кстати, самой правдоподобной из всех.
Редакция благодарит сотрудников
городского музея им. С. И. Гуляева
за предоставленный материал.