Особой горой у алтайцев была гора Аарча (Можжевеловая), которая расположена в 20 км от Белокурихи. Правда, русским переселенцам она больше известна как гора Синюха, или Сумная. Высота ее 1 379 метров, и речка Белокуриха как раз с нее берет свое начало.
В давние времена гора эта считалась центром Алтая. На ней было стойбище Хозяина всех горных вершин – Духа Алтая – и его жены, Богини Природы Умай.
Было у них 6 дочерей и два сына. Крепкая и дружная это была семья. И духи всех горных вершин, которыми управлял Хозяин Алтая, не раз благодарили своего главного Бога Ульгеня за мудрого и доброго наставника.
Но редко в жизни бывает все гладко да просто. Зло всегда в нашем мире соседствует с Добром, а иногда и вступает с ним в страшную схватку.
Прознал Злой Дух Земли Дьер-Дютпу, что непростые дети растут у Хозяина Алтая: повзрослев, они уничтожат Дьер-Дютпу, а их дети и дети их детей положат конец всему черному и злому на Земле. Заволновался Злой Дух и решил предвосхитить страшные для него события: расправиться с детьми Духа Алтая, пока они не подозревают об опасности.
Но недаром славился Хозяин Алтая мудростью и дальновидностью: страшные намерения Злого Духа он узнал и поторопился спрятать своих детей. В те далекие времена только каменные памятники, которые ставились на могилы умерших, никто не имел права разрушать, даже Злой Дух. А потому души своих любимых сыновей - Тода и Кыпа - спрятал Хозяин Алтая в два каменных памятника и поставил их на восток от себя, на расстояние своей правой вытянутой руки. Затем и дочерей своих, Теле-уут, Теле-сой, Кума-най и Теле-неет - расположил каменными изваяниями на запад от себя, на расстояние своей левой вытянутой руки.*
Жене своей Хозяин Алтая сказал уходить на юг. Подхватила Умай двух младшеньких дочек, Аруу-кут и Ак-кем, на руки, попрощалась с родными местами и пошла навстречу неизвестности.
Ураганом налетел Злой Дух Дьер–Дютпа на алтайские предгорья, но уничтожить детей Хозяина Алтая не смог: они стояли вечными памятниками. Взбесилось тогда злое чудовище да и наклонило ось Земли! До этого на Алтае всегда было тепло, зелёными стояли деревья, цвели цветы, а тут началось Великое Оледенение. Увидел Хозяин Алтая, что дело плохо, и полетел к Богу Золотой Цивилизации Ульгеню за помощью. Но Бог очень крепко спал и не проснулся… Вернувшись назад, Дух Алтая увидел, что его любимая жена и меньшие дочки оледенели. Поцеловал он Умай, открыла она свои зелёные глаза – и потекла слезой по алтайским горам зелёноглазая Катунь! Дочек тоже поцеловал, и зашумели – загремели чистые горные реки Аргут и Ак-Кем. Уйти от них Дух Алтая теперь не может, живёт рядом, охраняет их покой. Алтайцы называют эту трехглавую вершину по-разному: Кадын-Бажы (Вершина Катуни), Музду-туу (Ледяная гора), Ак-Суру (Белая, Величавая). У русских же народов она известна под названием Белуха. Это самая высокая гора Алтая: её высота 4 506 метров! Вершины священной горы покрыты снегами, вниз тянутся языки ледников. Подниматься на неё, по понятиям алтайцев, - кощунство, даже смотреть на неё вблизи нельзя. И это не столько из-за страха алтайцев перед иным миром, сколько из-за совершенно разумного понимания своего места в этом мире…
* Среди алтайцев насчитывается около ста народностей, но самыми известными являются те, которые повели свой род от этих четырех сестер:
От Теле-уут пошли телеуты (русские эту сестрёнку «Стройнушкой» называют, а алтайский перевод этого имени означает «основание». И это объяснимо: в 6–8 веках н.э. долину Беле – Кур заселяли именно телеуты, а сама Теле-уут - первая в ряду сестёр).
Теле-сой дала начало телёсам, которые позднее расселятся на берегах Телецкого озера (у русских эта сестра зовётся Толстушкой, а алтайский перевод немного витиеват, но намёк на основание ещё одной народности в нём есть: «плод матери, начало клетки»).
От Кума-най кумандинцы пошли (Худышкой называют русские эту скалу, а у алтайцев имеется более лиричный перевод: «лебёдушка»).
Теле-неет дала начало теленгитам (у русских зовут эту сестру Пампушкой, что мало отличается от алтайского перевода: ведь по алтайски «Теле - неет» – «сладкое основание»).
От сыновей же Хозяина Алтая пошли два главных алтайских рода (сеока): от Тода-Тодоши, большие домоседы, никогда с Алтая не уйдут: здесь их место, здесь их корни. От Кыпа-Кыпчаки. Это совсем другие люди, ветреные, то убегут, то возвратятся, как листья, ветром гонимые…