Татьяна ХОЦЯНОВСКАЯ
Прошло много времени с тех пор, когда во второй половине 17 века Русская Православная церковь вследствие реформ, которые начал проводить Патриарх Никон при царе Алексее Михайловиче Романове (Тишайшем) разделилась на два течения: новообрядческое, объединившее всех поддержавших нововведения Патриарха, и старообрядческое – тех, кто боролся за сохранение старых церковных традиций, обрядов, пришедших вместе с христианством из Византии еще при крещении Руси в 988 году. Среди них – принявшие мученическую смерть протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, боярыня Морозова и многие другие.
Казалось бы, нет большой разницы в том, как осенять себя крестным знамением – двуперстно или троеперстно. Но эти внешние и на первый взгляд, небольшие различия существенны для православной догматики. Два сложенных вместе пальца символизируют два естества: Исусе Христе (у староверов принято написание имени Бога сына с одним «и») – человеческое (указательный палец) и Божеское (слегка согнутый средний). Сложенные вместе три пальца – большой, мизинец и безымянный – символизируют единство Бога в трех лицах – Пресвятую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.
Стремление сохранить древнее благочестие от начавшихся жестоких преследований со стороны правительства и господствующей церкви заставило сторонников старой веры уходить в труднодоступные места.
Постепенно к ним присоединились и другие беглецы, в том числе и семейные, с детьми. Образовался скит – небольшое поселение. Зародилось хозяйство. С конца 17 века староверы поселились в Сибири на Алтае.
Шли в одиночку и группами из разных мест европейской части России: из северных приморских губерний; с западной границы России (Ветка – сейчас территория Белоруссии); с Поволжья (р. Керженец), От названия реки Керженец происходит вполне точное определение всех старообрядцев: «кержаки», которые встречаются на Алтае. Известны и другие названия старообрядцев (поляки, каменщики), также носящие условный характер.
Староверов обоснованно считают людьми книжными, ведь им принадлежит заслуга в сохранении традиций рукописной и старопечатной книги, самоотверженно отстаиваемых на протяжении почти трех столетий. В большинстве старообрядческих семей считалось необходимом обучение грамоте и письму. Семейные старообрядческие библиотеки зачастую составлял не один десяток книг, обязательными были следующие: «Апостол», «Жития святых», «Минеи», «Поручения», «Часовник», «Часослов», «Кормчая», «Книга о вере» и др. Может быть легенда, а может быль, по мнению историка Кадикова (г. Бийск), в нашем городе, в Белокурихе, на старом кладбище похоронен старовер, под гробом которого хранятся старообрядческие книги.
По сохранившимся воспоминаниям, придя на Алтай, кержаки принесли не много поклажи: перво – наперво «струмент» плотницкий, семена хлебные, льняные, конопляные, огородные. Пил у них не было. Топор стал главным орудием новоселенцев.
Нашу редакцию заинтересовало, а как сейчас живут старообрядцы? Что сохранилось, а что утратилось? Внуки, правнуки придерживаются - ли старой веры?
Когда я шла брать интервью, волновалась, как встретят, согласятся ли о себе рассказать, да и много знаешь о таких традициях, как, например, «если истинный кержак дал тебе напиться, он потом выкинет ту посудину. Если ты прикоснулся к скобе дверной, то после тебя, ее обязательно оботрут».
Татьяна Филипповна (1933 года рождения) и Алексей Петрович (1930 года рождения) Шелеповы встретили очень гостеприимно, в этот день, 19 июля их внучка Настенька выходила замуж.
Татьяна Петровна Шелепова (Зуева) из старинного староверческого рода родилась в семье, где было 9 детей. Вспоминает курорт, на который пришла работать в 1949 году: «Воду на руках носили, полы в корпусе сначала травой чистили, а потом водой (3 корпус санатория «Белокуриха»); прачечные сначала были вручную на досках, а потом машину завезли на 150 простыней. 9 лет отработала на радоновых ваннах».
Алексей Петрович, очень внимательный, начитанный человек, с красивой густой бородой. Родился в семье, где было 8 человек. Закончил 4 класса, работал и пастухом, и заготовителем дров, а потом и бригадиром в РСУ. В 1950г. познакомился с Татьяной Филипповной, а через месяц после свадьбы забирают в Советскую армию в Читинскую область погранвойска. Осталась молодая жена в семье Шелеповых, где была одиннадцатым человеком, а ютились все в двух маленьких комнатах. 10 лет не было у Татьяны и Алексея детей, но Бог даровал в 1960 году – Гервасия, в 1962 – Марию, в 1963 – Михаила, а через 10 лет младшего Александра.
На мой вопрос, почему дали первому ребенку такое необычное имя. Татьяна Филипповна ответила: «Мальчику имя дается на 8-ой день после рождения. Гервасий как раз и выпало по календарю. Девочку, также на 8-ой, но мучеников мужчин больше, поэтому имени женского может и не быть. Тогда отсчитывают назад 7-ой день, 6-ой и т. д. Крестят ребенка так, крестный (крестная) должен сам наносить в купель воды, которую нельзя подогревать. Крестят ребенка, взрослого абсолютно голого, трижды окуная в воду с головой. Воду эту нельзя использовать для других людей. Крестный ее выливает подальше от места крещения. Лучше, вообще, не крестить, чем как сейчас в никонианской церкви колени и локти водой мочат».
Живут старообрядцы по календарю от сотворения мира («Адамов календарь»), сейчас идет 7516 год. Алексей Петрович говорит, в старинных книгах сказано « Конец света будет, когда на вторую половину восьмого тысячелетия перевалит, девятое не начнется. Когда придет Судитель? Я не знаю, но Бог знает. Человечеству не положено знать. Последнее время чудес не будет, но будет снег, где его никогда не было, или наводнения, или землятресения».
Раньше староверы покойников погребали так, делали колоду – выдалбливали из кедра или осины гроб, отпевали покойника, тотчас укутывали в саван, и больше уже никто не видел лица усопшего. Сейчас, конечно, не делают колоду, но гроб не обшивают. Покойников не кладут в костюмах и нарядных платьях, мужчину одевают в белые шаровары и белую рубашку, для женщины также шьется белая рубашка.
Посуда у старообрядцев подразделяется так. Погана для скота; банна для бани на ранг выше, не должна выносится из бани, из нее нельзя пить, только скот можно напоить и мирская посуда. Алексей Петрович вспоминает, когда дети были маленькие, старший пошел играть в гости к соседскому мальчишке, тот поел, а остаток еды отдал собаке, для нашего это было большим грехом, пришел домой весь в страхе. Да и сейчас бывают случаи, когда дети или внуки покушают из чужой посуды («измирился»), например, в кафе, то, придя, домой обязательно совершают определенную молитву при свидетеле и при иконах.
Про одежду, можно сказать следует следующее, мужчина, когда молится, то рубаху делает навыпуск и подпоясывается ремешком, а женщина покрывает голову платком. Женщина ниже мужчины, она ему покоряется, но не боится. Жена не раба. Если даже мирскую взял ее нельзя бросать. Люби жену, как свое тело. Если овдовел (а), то второй раз можно вступать в брак, а третий нельзя. « Муж да жена не два тела, а одно».
Старообрядцы не унижаются перед иконой, не падают на колени – стоя молятся или сидя. Когда кладут поклоны, пола или земли не касаются руками, а определенных маленьких ковриков – подручников, чтобы руки всегда чистые были. Лестовка – первый свидетель веры, ремешок, лента, сшитая концами со многими бабочками. Один бабочек больше других 12-й (обозначает 12 Апостолов), другой 40-й – 40 недель ребенок в утробе матери, 33-й Иисус по земле ходил, и т.д. Староверы строго соблюдают посты и святые праздники, особо почитаемы поздники Пресвятой Богородицы. «Кто не чтит Господские праздники, Богоугоднические, Святых Божьих Угодников, не узрят лица Божьего».
Старообрядцы неприемлят табака. На мой вопрос, а как алкоголь. Алексей Петрович рассказал старинную притчу о Исусе Христе. Когда Иисус был гостем на свадьбе, закончилось вино, тогда он совершил чудо, превратив только - что натасканную воду в вино. «Нужно пить, да напиваться, есть, да не объедаться». Староверы не только за себя, за всех людей молятся. И говорят, Господь неверующему человеку чудо скорее покажет, дабы тот уверовал, чем человеку сведущему. Если ты хорошо зарабатываешь трудом своим, подавай милостыню. Нет ничего плохого, что ты богат.
Гордые люди – староверы. Не приклонятся перед царем, либо каким – нибудь начальником. Алексей Петрович объясняет: «Есть один царь – Господь, Отец небесный. Больше недолжно быть царей».
Интересно и то, что старообрядческая церковь имеет свои ответвления. Шелеповы приверженцы Токаревской веры (был такой духовный отец Токарев), это когда Господь, Иисус и Святой дух в одном лице. «Это как имя, отчество и фамилия, а человек – то один», Алексей Петрович рассказал такую притчу «Филипп апостол попросил раз Иисуса Христа. «Господи, покажи нам Отца своего?», на что тот ответил: «Филипп, Филипп, при Отце ходишь Отца не знаешь. Отец во мне, а Я в Отце. Отец знает меня, а Я знаю Отца. Как Я могу тебе Его показать?». Другие же старообрядцы – Древлеправославная Поморская церковь, не признает тройное единство, отделив Бога Отца. Татьяна Филипповна вспоминает, ее дед Афанасий Данилович Зуев по этому поводу «искал Истину». Духовные отцы, старцы собирались в молебных домах г. Бийска, Усть – Кокса, с. Баранча и обсуждали все, разбирали невыправленные Никоном книги.
Дети, внуки Шелеповых свято чтят свою веру. Молятся за всех Нас.